Важно! Информация для покупателей за пределами Российской Федерации:

Уважаемые клиенты! В связи с текущей ситуацией платежи банковскими картами за пределами Российской Федерации не проходят. Но работу мы продолжаем, продолжаем принимать и обрабатывать Ваши заказы.

Оформляется заказ как обычно - заполняется адрес доставки, выбирается способ доставки, способ оплаты банковская карта и нажатие на кнопку "Оформить заказ".

После оформления заказа не переходите по ссылке для оплаты, а напишите нашему менеджеру на WhatsApp, Viber, Telegram +7 985 784-08-16 номер Вашего заказа.

menu
Издательство духовной и эзотерической литературы
close
closeМеню
8 (985) 784-08-16
По будням с 10:00 до 18:00
г.Москва, м.Кожуховская ул. 6-я Кожуховская, дом 24, 1 этаж, офис №4
корзина 0
г.Москва, м.Кожуховская ул. 6-я Кожуховская, дом 24, 1 этаж, офис №4
По будням с 10:00 до 18:00
Корзина
В корзине 0 товаров
на сумму 0 руб

Джейн Эллен Харрисон

Главная/Авторы/Джейн Эллен Харрисон
Джейн Эллен Харрисон
Джейн Эллен Харрисон (9 сентября 1850 — 15 апреля 1928) — британская антиковедка, филологиня, феминистка.
Джейн Эллен Харрисон (9 сентября 1850 — 15 апреля 1928) — британская антиковедка, филологиня, феминистка. Харрисон, наряду с Карлом Кереньи и Вальтером Буркертом, была одной из учёных, положивших начало современным исследованиям в области греческой мифологии. Она использовала археологические находки XIX века для интерпретации греческой религии, применяя методы, ставшие в дальнейшем стандартными. Современная антиковедка Мэри Бирд называет её «первой женщиной — профессиональным [университетским] учёным в стране».

 
Джейн Эллен Харрисон родилась в Коттингхеме, Йоркшир. Ее мать умерла от родильной горячки через несколько дней. Девочка получила начальное образование под опекой гувернантки. Она изучала немецкий, латынь, греческий, иврит. В дальнейшем этот список расширился до шестнадцати языков, включая русский.

В 1880-1897 годах Харрисон изучала греческое искусство и археологию в Британском музее под руководством сэра Чарльза Ньютона. Зарабатывала на жизнь лекциями в музее и в различных школах. Писала в женский журнал "The Woman's World" ("Мир женщины"). Преподавала в Ньюнэм-Колледже в 1898-1922 годах.

Джейн Эллен Харрисон получила две почетные докторские степени: от Абердинского университета в 1895 году и от Даремского в 1897-м.
Харрисон была связана с Группой Блумсбери, включавшей Вирджинию Вулф (которая была близкой подругой Харрисон), Литтона Стрейчи, Клайва Белла и Роджера Фрая. Вместе с Гилбертом Марри, Ф. М. Корнфордом и А. Б. Куком она входила в группу, известную как "Кембриджские ритуалисты"; члены этой группы интересовались приложением антропологии и этнографии к изучению античного искусства и ритуалов.

Харрисон была суфражисткой, она выступала за избирательное право для женщин, хотя говорила, что она сама не интересуется голосованием. Она даже написала ответ на антисуфражистскую критику под названием "Homo Sum" ("Я – человек", цитата из Теренция, «Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо»). Цитата оттуда:

«[Женское движение] — это не попытка присвоить прерогативы мужчин как пола; это даже не попытка утвердить привилегии женщин как пола; это всего лишь потребность, чтобы в жизни женщин, как и в жизни мужчин, находилось место и свобода для чего-то большего, чем и мужское, и женское, — для человеческого».



Первая монография Харрисон, изданная в 1882 году, называлась "Одиссея в искусстве и литературе" ("The Odyssey in Art and Literature"). Она  была основана на тезисе о том, что в «Одиссее» Гомера и в мотивах греческой вазовой живописи использованы общие глубокие мифологические источники, и на не бывшем ранее популярным в классической археологии мнении, что репертуар вазописцев может дать новую информацию о мифах и ритуалах.

Подход Харрисон в одной из наиболее известных её работ «Введение в изучение греческой религии» ("Prolegomena to the Study of Greek Religion", 1903) основан на движении от ритуала к вдохновленному им мифу: «В теологии факты тяжелее отыскать, правду сложнее сформулировать, чем в ритуалах». Она анализирует в книге известные греческие фестивали: Анфестерии, Таргелии, Каллинтерии, Плинтерии, женские фестивали, в которых она обнаружила много первобытных пережитков, Тесмофории, Аррефории, Скирофории, Стении, Галои.

 
Харрисон также исследовала культурное приложение теории Чарльза Дарвина. На Харрисон и её поколение оказал влияние антрополог Эдуард Бернетт Тайлор, считающийся отцом эволюционной теории развития культуры, особенно его труд 1871 года «Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев». Проанализировав происхождение религии с точки зрения социального дарвинизма, Харрисон пришла к выводу, что религиозность антиинтеллектуальна и догматична, однако религия и мистицизм являются культурной необходимостью. В эссе «Влияние дарвинизма на изучение религии» ("The Influence of Darwinism on the Study of Religion", 1909) Харрисон заключила: «Каждая из созданных до сих пор догматических религий, вероятно, ошибочна, но несмотря на всё это, религиозное или мистическое состояние души может быть единственным способом понять некоторые вещи, и важность этого огромна. Также возможно, что содержание этого мистического понимания невозможно выразить с помощью языка без искажений, что оно должно быть прочувствовано и прожито, а не произнесено и интеллектуально проанализировано; и каким-то образом оно верно и необходимо для жизни». Сама же Харрисон была атеисткой.
Что касается ее личной жизни – вероятно, Харрисон была бисексуалкой. Она была помолвлена с неким Р.А.Нилом, но он умер от аппендицита, не дожив до свадьбы. Также она жила с двумя женщинами, в 1880-х с Эжени Селлерс, а с 1913 года и до самой смерти – с Хоуп Миррлиз. Впрочем, свечку никто не держал, как говорится, Миррлиз она называла своей "духовной дочерью", но, вполне возможно, они были лесбийской парой.
Все книги автора